<< назад

Женская логика на страницах Евангелия

Что подразумевают чаще всего под понятием “женская логика”? Отсутствие “мужской” логики — формальной, принятой за единственно возможную и описанной еще древними греками. Плюс присутствие эмоций, и даже их решающая роль в рассуждениях. Мужское начало – это разум, женское – сердце, чувства.

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
1960-е гг. 
Александр СОЛОДОВНИКОВ

Что подразумевают чаще всего под понятием “женская логика”? Отсутствие “мужской” логики — формальной, принятой за единственно возможную и описанной еще древними греками. Плюс присутствие эмоций, и даже их решающая роль в рассуждениях. Мужское начало – это разум, женское – сердце, чувства.
Давайте посмотрим, образы каких женщин оставило нам Евангелие, какова логика их поведения, их поступков? Но сразу же оговорюсь: речь пойдет о разных женщинах, но только не о Деве Марии — это отдельная тема.

Итак, первая героиня – Хананеянка.
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. 
  И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 
  Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 
  Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 
  А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 
  Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 
  Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 
  Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика' вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час (Мф. 15, 21-2)
С точки зрения разума, действия этой женщины не имеют смысла. Она язычница, Христос иудей и послан к иудеям – на какую помощь она может рассчитывать? На ее крики Господь ничего не отвечает, и любой бы воспринял это как прямой намек на то, что ему здесь не место. Но она не слушает голоса разума и продолжает “кричать за ними”. За нее ходатайствуют Апослолы — Господь снова отвечает отказом. И даже сравнивает ее как язычницу с псом, так как язычники вели нечистую жизнь и ели пищу, посвященную идолам. Тут бы самое время уже все понять и обидеться, но нет! Хананеянка мудро отвечает, что понимает свою нечистоту, но может быть, ей перепадут хотя бы крохи благодати? После чего Христос возвышает ее, похвалив великую веру, преодолевшую все препятствия, и подает исцеление ее одержимой дочери.
Что же, если не разум, двигало хананейской женщиной? Думается, ответ очевиден: любовь к дочери. Ведь она просила не за себя. И эта любовь противостояла разумным доводам. Говорите, что хотите, а я сделаю все, чтобы спасти ее. Пусть я недостойна, но Господи, помилуй меня ради моей дочери! Ради другого – вот здесь ключевые слова. В ней жила даже не надежда на милость и чудо, а уверенность в них (вера ведь и есть уверенность). Любовь, смирение, самозабвение, самопожертвование – вот “женская логика” Хананеянки, которая привела ее к вере – к Богу, породила эту веру, переродилась в нее.

Вторая евангельская жена, привлекшая наше внимание – Самарянка.

Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить… Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк…Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою…Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. (Ин 4:4-30)

Самаряне, с точки зрения иудеев, — хуже язычников, так как они приняли Пятикнижие Моисея, но понимали его “по-своему”, неверно, проще говоря, были ветхозаветными еретиками. Однако, они тоже ждали Христа, Спасителя мира. Ждала и самарянка, пришедшая к колодцу. Она пришла в шестой час, то есть, по восточному времяисчислению, в полдень (это пора самого большого зноя, когда все отдыхают дома, время сиесты). Видимо, она всегда старалась приходить, когда никого не встретишь, ибо стыдилась своей блудной жизни, своих шести мужей или не мужей, своего падшего положения. Может быть, стыд и стал источником спасения для нее. Может быть, ее душа жаждала покаяния, обновления, изменения жизни. Ведь Господь Сам обратился к ней, значит, самарянка была готова к встрече с Ним. И так долго беседовал о вере, и открыл, что Он и есть Христос, чего не говорил ни фарисеям, ни церковному начальству. Он – Господь, Творец вселенной, вечное Благо, источник Жизни, и она – мало того, что самарянка, так еще и женщина, так еще и падшая женщина. Между ними пропасть. И вот Он говорит ей: это Я… Видимо, это потрясло все ее существо, и женщина бросает водонос и бежит в город рассказать об обретенном Христе. С точки зрения логики, поступок крайне неразумный. Ведь жители знают, кто она такая, неужели кто-то будет ее слушать? Тут бы засомневаться, испугаться. Только что она боялась и просто так встретить кого-нибудь. Но теперь не только открыто созывает всех окружающих, но и открыто возвещает: “Он пророк, ибо сказал мне все, что я сделала”! И происходит чудо: ”Они вышли из города и пошли к Нему” — в прямом и переносном, духовном смысле – вышли из своей ложной веры и пришли ко Христу. Ее логика – вера и радость обретения Бога, и любовь к ближним: ведь нельзя же не сказать им, нельзя же не спасти! Так Самарянка становится апостолом. 

Третья наша героиня – женщина, помазавшая миром Христа.

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 
Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала. (Мк 14:3-9)

Все тот же конфликт: логика разума и логика любви. Миро – драгоценное масло, очень дорогое. Нужно ли оно Богу? Нищим ведь нужнее те деньги, которые можно было бы за него получить. Но эта женщина не может по-другому, потому что ей движет любовь. Она приносит дорогой дар самому дорогому, Кто у нее есть, и через это душа ее освящается. И оказывается, что эта жертва действительно Ему нужна — “помазать тело Мое к погребению”. И это ответный дар Господа ей – ее старания встречены вниманием и благодарностью. Более того – о ней будут помнить всегда по слову Самого Господа Христа.

И наконец, Жены Мироносицы.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 
и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 
Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. 
После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. (Мк 16:1-14)

Удивительно, сколько раз Господь говорил Своим ученикам о том, что Ему предстоит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть. Евангелие от Матфея упоминает об этом по крайней мере 3 раза. И, как видно из последующих событий, Апостолы так и не приняли душой этих слов Спасителя. Распятие было для них концом всего, они спрятались, боясь ареста, и сидели, не зная, что делать дальше. Женщины же ученицы, может быть, тоже не особо верили в Воскресение Христа, но они знали одно: надо идти к Нему, невозможно Его бросить, нужно воздать хотя бы последние почести! Зачем они шли ко Гробу? Ведь это было заведомое безумие: во-первых, пещера закрыта, камень так велик, что они и все вместе не в состоянии его сдвинуть; во-вторых, там стоит стража, она их в любом случае не пропустит; в-третьих, это вообще опасно, их запросто арестуют за следование за Христом, раз Его объявили преступником. Но они просто не могут не идти, ведь они любят Его, не могут предать, остаются верными тогда, когда, как кажется, все погибло. И вот логика любви снова приводит к великой Божией похвале и чести: Жены Мироносицы первые узнают о самом главном событии мировой истории – о Воскресении, о Пасхе Христовой. 

Женская логика Евангелия – логика смирения, любви и верности, логика материнского инстинкта, логика сердца. Но не всякого сердца, а чистого: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, “Сердце чисто созижди во мне, Боже”… Так ли чисты были сердца этих женщин, особенно Хананеянки и Самарянки? Возможно, в течение их предыдущей жизни – нет, но в момент истины, точнее, Истины, в момент соединения с Богом – да, и к этой чистоте их привели любовь и самопожертвование. Так и наши сердца бывают чисты в моменты Благодати, и если потом эта чистота мутнеет, то память о ней остается. И нам есть к чему стремиться!

Источник Мария Каргина

 

главная> история> сегодня> фотогалерея> мирянам> поминовения> о храме> как вести себя в храме> контакты>