<< назад

КАК ВСТРЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД?

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:

– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.

Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.

Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.

Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.

А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.

Протоиерей Алексий Уминский,

настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.

Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.

Архимандрит Тихон (Шевкунов),

наместник московского Сретенского монастыря:

– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)протоиерей Димитрий Смирновпротоиерей Алексий Уминский

28 декабря 2015 г.


Источник: Православие. ру

 

главная> история> сегодня> фотогалерея> мирянам> поминовения> о храме> как вести себя в храме> контакты>